Комментарий к приказу Министерства юстиции Украины № 326/5 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»
С 18 февраля 2014 приказом Министерства юстиции Украины № 326/5 от 12.02.2014 внесены изменения в «Положение об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
Приказ издан в соответствии с положениями действующего Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», Положения о Министерстве юстиции Украины, Положение о Государственной регистрационной службе Украины.
Введение новой редакции «Положения об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» обусловлено стремлением государства достичь в сфере государственной регистрации задекларированной в вышеуказанном приказе цели:
- усилить контроль за государственными регистраторами;
- предотвратить участие государственных регистраторов в рейдерских схемах захвата предприятий;
- предотвратить участие государственных регистраторов в корпоративных конфликтах между учредителями (участниками) юридических лиц.
Подробнее о нововведениях:
- законодатель конкретизирует (п.1 раздела I приказа) субъекта соблюдения законодательства в сфере регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей – государственного регистратора;
- определено, что терминология в приказе соответствует значениям терминов, содержит действующий Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с этим законом;
- изменены виды и формы проверок, особенности их проведения:
a) внеплановые и плановые проверки в предыдущей редакции изменены на выездные и невыездные;
b) отменены официальные утвержденные Главным управлением юстиции планы проверок, количество проверок в год не регламентируется;
c) повторная проверка по вопросам, которые уже были предметом проверки не допускается;
- выписан порядок осуществления выездной проверки;
- по определенным признакам и критериям введены особые виды проверок и порядок их проведения:
a) проверка рассмотрения документов, поступивших в государственных регистраторов, о проведении государственной регистрации, от юридических лиц размер уставного капитала которых (или уставный капитал их учредителей) составляет более 10 млн. грн. Такие юридические лица называются «определенными» юридическими лицами.
b) проверка рассмотрения судебных решений (о признании действий, совершенных государственным регистратором неправомерными / незаконными;
- о признании решений общего собрания учредителей (участников) юридического лица, вступившие в законную силу недействительными);
- конкретизированы полномочия органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации:
a) требовать прекращения действий, препятствующих проведению проверки;
b) знакомиться с документами и получать информацию, необходимые для осуществления надзора по регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;
c) отбирать объяснения государственных регистраторов и работников регистрационных служб, управлений юстиции;
d) просматривать регистрационные дела и сводную статистическую информацию из Единого государственного реестра;
e) принимать меры по предотвращению нарушения в сфере государственной регистрации и принимать соответствующие обязанности до исполнения решения;
f) проверять полноту устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.
- результативным документом проверки становится справка о проверке вместо акта (в предыдущей редакции), реакция на нарушение – принятие мер реагирования, предусмотренных действующим законодательством.
- введена норма требования к члену комиссии, проводит проверку по предотвращению возникновения конфликта интересов.
Новая редакция «Положения об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» меньше по объему и структуре и не содержит в отличие от предыдущей редакции приложений с образцами сопутствующих документов.
Последние изменения в регистрационном деле продолжают тенденции усиления контроля в этой сфере юридической деятельности, что обуславливает рост требований к ведению регистрационной деятельности органами государственной регистрации, безупречности содержания и формы документов, которые готовятся юристами к государственной регистрации, перерегистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Ананьев Евгений
10.07.2014